Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 
"Лицей №29"
Главная Гостевая книга Форум КонтактыОтвечаем на вопросыЭлектронный дневник  РегистрацияВход

Сведения об ОО

Учителю и лицеисту
Воспитательная работа

Инновационная деятельность

Карта сайта

Сведения об информации, необходимой для размещения в сети "Интернет", в соответствии с законодательством РФ
Психологическая адаптация и результаты диагностики

        Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Именно поэтому при проведении специальных исследований по изучению адаптации детей к школе изучался характер поведения ребенка в этих сферах, а на основании социально-психологической адаптации по этим критериям анализировались ее особенности.        Наблюдения за школьниками первых классов показали, что социально- психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному.
        Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения, т.е. примерно за тот же период, когда проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, и т. п. Но к концу октября трудности этих детей, как правило нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом – он становится учеником.
        Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается : дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми- они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
        Третья группа - это дети, у которых социально- психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: они «мешают работать в классе», «третируют детей».
        Мы хотели бы обратить особое внимание, что за внешним проявлением негативных форм поведения, или как обычно говорится, плохим поведением ребенка, могут быть самые разные причины. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении,могут быть ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но это могут быть и не готовые к обучению, например выросшие в неблагополучных семейных условиях. Постоянные не успехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Дети становятся « отверженными». Но это рождает реакцию протеста: они «задираются» на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь хоть так выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке психического развития и неблагоприятно отразиться на состоянии ребенка, т.е. стойкое нарушение эмоционального состояния может перейти в нервно-психическую патологию. Это могут быть и просто «перегруженные» дети, не справляющиеся с дополнительными нагрузками. Так или иначе плохое поведение – сигнал тревоги, повод повнимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.
        Мы часто говорим о состоянии здоровья детей – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность процесса адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, имеющих 1 группу здоровья, а тяжелее всего – у детей, имеющих 3 группу (хронические заболевания в компенсированном состоянии). У большей части из них в процессе адаптации к школе отмечается ухудшение здоровья, сопровождающееся возникновением или углублением нервно-психических отклонений.
        Но готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – это то, что есть, и, к сожалению, изменить достаточно быстро эти показатели в положительную сторону невозможно.
        Мы уже говорили, что процесс адаптации к школе продолжается в течение всего первого года обучения, но первые шесть-девять недель «острой» адаптации закладывают основу, определяют успешность и эффективность дальнейшего процесса обучения, динамики всех показателей на протяжении года.
        Важнейшей предпосылкой успешности учебной деятельности является ее произвольность-умение сосредоточиться на решаемой задаче, подчинить ей свои действия, спланировать их последовательность, не потерять условия задачи в процессе деятельности, довести решение до конца, проверить правильность полученного результата. Очевидно, что несформированность произвольного внимания повлечет за собой проблемы, которые будут давать о себе знать во всех видах школьных занятий.

Недостаточное развитие мелкой моторики руки.

        Овладение письмом при обучении грамоте и математике требует определенной сформированности мышц кисти и предплечья. При недостаточной тренированности мелкой моторики освоение письма становится для ученика большой проблемой.
        Нормальное обучение ребенка в школе также невозможно без определенного уровня развития зрительно-моторных координаций. У ребенка могут быть хорошо развиты зрительные и моторные умения, но если он не способен координировать их вместе, то процесс обучения становится очень затруднен, а то и практически невозможен. Многие исследователи считают, что интеллект и достижения в учебе основываются на сенсомоторном развитии, т.е., на восприятии, зрительно-моторной координации.

Развитие тонкой моторики руки.

        Развивать у детей тонкую моторику руки необходимо для красивого почерка.
        С этой целью учащимся предлагается рисовать различные бордюры, перерисовывать геометрические фигуры, закрашивать их штриховкой. Помогает улучшить почерк и «Графический диктант». Для развития тонкой моторики рук можно использовать упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
        Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с психологом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом-левой, затем двумя руками вместе.

Недостатки зрительно-моторной координации
- неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша
- неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые,разнонаклон- ные буквы)
- Тремор
- очень медленный темп письма
– развитие моторики и координации движений
Особое внимание нужно уделить тому, чтобы ребенок не только отрабатывал моторный навык, но и постоянно соотносил полученное изображение с образцом. В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:

а) нарисовать простой узор:







б) поиграть в игру «Трудные виражи». Игра начинается с того, что вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых – машина, а в другом – дом. Потом говорите ребенку: «Ты – водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты едешь не простая. Поэтому будь внимателен и осторожен». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам ваших дорожек.

Недостатки зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти.

        Нарушения зрительной памяти у детей чаще всего встречаются в комплексе с трудностями зрительно-пространственного восприятия. Так, например, стойко встречаются замены букв (б – п, д – т, г – к и т.д.), пропуски гласных звуков, неправильные окончания, искажения слов или целых фраз и т.д., это может быть проявлением недоразвития речи - нарушения фонетико-фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа. В подобных случаях ничто не поможет ребенку, кроме специальной логопедической помощи. И чем раньше она будет оказана, тем эффективнее будут результаты. Простое же повторение правил, переписывание упражнений совершенно бесполезны. Темп письма у таких детей, как правило, очень замедлен, они с трудом вспоминают, как пишется каждая буква, долго ее «выводят», путаются и в итоге не успевают выполнить задание со всем классом.

Таким детям можно предложить упражнения по развитию памяти.
- упражнение «Стихотворение» (цель-развитие долговременной и зрительной памяти)
- заучивание стихотворения С. Маршака "Пожалуйста, потише!"
Стихотворение написано на разноцветных полосках бумаги, котрое можно разложить на столе.
Процедура игры. Ребенок читает стихотворение, затем кто-либо забирает одно выражение. Ребенок снова читает стихотворение, без труда добавляет недостающую фразу. Затем еще забирают одно выражение и т. д. За время игры ребенок запоминает стихотворение. Фразы снимаются до тех пор, пока на столе ничего не останется.
        Главное в обучении это развитие внимательности и наблюдательности. Они составляют основу обучения, даже самый талантливый ребенок без сформированного внимания становится заурядным и даже неуспевающим.
        Усидчивость связана с темпераментом. Мы не можем сломать биологический фундамент ребенка, то, что дано природой этого не сломать.
        Различают четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Каждый тип темперамента характеризуется своими психологическими особенностями.         Свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) четко проявляются во внешнем поведении ребенка мл. возраста. Вы можете определить тип темперамента ребенка по его поведению. Например: Холерик ( быстрый, неуравновешенный, чрезмерно-подвижный) открывается дверь он первый реагирует на скрип двери Дети с сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать или играть. У них устойчивое внимание, хорошая способность ориентироваться в незнакомой ситуации, они быстро переключаются на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность работы. Дети со слабым типом нервной системы – вялы, замедленны во всех действиях. Медленно включаются в работу, долго переключаются и восстанавливаются; у них медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются, не могут долго и интенсивно работать.

Типы нервной системы

Типы нервной системы

Сильные


Слабые
Особенности нервных процессов
Сила
Неуровновешенность
Подвижность
Безудержный
Живой
Инертный

Особенности нервных процессов
Сила
Неуровновешенность
Подвижность
Сильный
Неуровновешенный
Подвижный
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
Сильный
Уровновешенный
Инертный
Слабый
Неуровновешенный
Подвижный
или инертный
Темпераменты ХолерикСангвиникФлегматикМеланхолик

        Довольно часто нарушения в поведении ребенка, его расторможенность, плохая приспособленность к обучению в школе объясняются его психической незрелостью, так называемым «инфантилизмом». Что это такое? Как проявляется, с чем связано? Если ребенку почти семь, а он ведет себя как пятилетний, если у него преобладают черты характера, свойственные для детей более младшего возраста. Это объясняется задержкой в развитии эмоционально-волевой сферы. В школе такие дети ведут себя так же, как в детском саду: на уроках непоседливы, играют, ходят по классу. Не обращая внимания на учителя, не осознают себя учениками. Безразличны к своим успехам в учебе. На уроке через 10-15 минут у них происходит утомление: они становятся возбужденными или, наоборот, вялыми, могут лечь на парту, не слушают и не хотят слушать учителя. Хотя интеллектуальной недостаточности у этих детей нет, но они с трудом усваивают школьную программу. Часто у таких детей отмечается отставание и физическом развитии.
        Как показывает практический опыт, такая психическая незрелость, связанная с отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы,-проблема в основном педагогическая и, как правило, не требует специального лечения Основной помощью здесь является ежедневный, постоянный контроль педагога и родителей, направленных на формирование у таких детей самостоятельности,
дисциплинированности. С одной стороны, не надо скупиться хвалить малыша за послушание, хорошую отметку, с другой- необходимо постоянно давать понять, что его недисциплинированность очень огорчает учительницу, маму. И не замечать постоянных капризов. В процессе обучения полезно вводить игровые элементы.

Литература
1. Дубровина И.В. Готовность к школе: развивающие программы. - М.: Просвещение, 1991.
2. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога в начальной школе – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика?. - М.: Просвещение, 1991.





...
Полезные ссылки

Дискуссионный клуб Минобрнауки России


Портал государственных и муниципальных услуг Тамбовской области










Федеральный портал "Российское образование"







Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Сотрудничество
Это нужно знать!
...
...
...
...
Наш адрес:
г.Тамбов, 392000
I - корп.: ул. Степана Разина, д.7 (7-11 классы) Тел.:
(4752)72-65-28
II- корп.:ул. Студенецкая набережная,д.23 (1-4 классы) Тел.: (4752) 48-50-66
III-корп.: ул. Карла Маркса, д.167 (5-6 классы) Тел.: (4752) 72-72-67
web-сайт: http://lyceum29.moy.su/
e-mail: lyceum29@mail.ru



Учредитель:
г.Тамбов в лице Администрации города Тамбова
адрес:
392000, г.Тамбов,
ул.Коммунальная д.6,
телефон: (8-475-2) 72-20-30,
факс: (8-475-2) 72-71-47,
e-mail: post@cityadm.tambov.gov.ru

Copyright МАОУ лицей №29© Тамбов 2013
Сайт управляется системой uCoz